Кризис среднего возраста: Как омолодить автопарк Украины
Средний возраст автомобиля в Украине составляет 21,5 лет. Много это или мало? Где эта цифра в сравнении с аналогичными мировыми показателями? Скажем так: к счастью, мы не первые в списке государств с самым старым автопарком. Мы вторые, нас опережает только Куба, по сообщению auto.ria.com
Крайности
На Острове свободы средний возраст автопарка составляет 38 лет, так что нам еще можно расслабиться – такую цифру догнать совсем непросто, разве Куба изменит законы. Кстати, думаете, у нас перебор со всякими растаможками? Посмотрите на Кубу, и вам моментально станет легче. Еще с 1959 года кубинцы были лишены права свободно приобретать или продавать автомобили, потому основу автопарка там составляют американские ретрокары 50-х годов выпуска или советские Жигули, Москвичи, ЗиЛы и им подобные. И только 3 января 2014 года на Кубе был издан указ, разрешающий свободную торговлю как новыми, так и подержанными автомобилями без обязательного согласования таких действий с правительством. Правды ради заметим, что это не внесло особого оживления на авторынок острова – дилерские центры монопольно принадлежат государству, и торговая наценка делает покупку не то что бы трудной, просто нереальной. Например, подержанный Chevrolet 50-х годов выпуска обойдется примерно в $25000, некоторые экземпляры 40-х стоят около 5 тысяч долларов. Если взять менее старые автомобили (но с пробегом, возрастом до 5 лет), то цены на них ориентировочно следующие: Hyundai Accent / Kia Rio - $45000, VW Jetta - $50000, Peugeot 206 - $91000, Peugeot 508 - $260000. Известный украинским автомобилистам новый Geely CK обойдется в $26350. Все еще считаете наши таможенные сборы завышенными?
Сравниваем Лучший показатель среднего возраста автопарка в Саудовской Аравии – всего 3,2 года, далее – ОАЭ с показателем 5,1. В Европейском союзе – 8,6 года, в США –11,4. Заметим, что ранее и у нас дела шли иначе: лучшие показатели среднего возраста автопарка в Украине были зафиксированы в 2001 и 2009 годах – 17,1 лет.
Зачем нам эти данные? Средний возраст автопарка это не только индикатор потребительских способностей страны, но и показатель экологической безопасности транспорта и его технических характеристик, влияющих на безопасность всех участников дорожного движения.
Чем больше средний возраст, тем больше вреда для окружающей среды, тем хуже обстановка на дорогах, тем дороже и проблемнее содержание такого автопарка самими гражданами. А если цифра растет – значит и все сопутствующие факторы так же ухудшаются. Нужны решения.
Хорошо там, где нас нет
Несколько слов о Германии, США и Японии, в которых автопарк сравнительно молодой. Если в стране есть автозавод, с полным циклом производства, значит он дает рабочие места, платит налоги. Завод нуждается в металле, резине, стекле, электронике, химии, аккумуляторах и пр. Значит, другие (местные) предприятия получают заказы, обеспечивая спрос автозавода, и потребляют другое сырье и продукты из соответствующих отраслей. Еще больше рабочих мест, еще больше налогов в казну. Все заводы работают в рыночной среде, то есть в условиях конкуренции. Например, немцы неохотно пускают к себе японские автомобили, поскольку каждая приобретенная у них Toyota это один не проданный Volkswagen. Конкуренция заставляет производителей контролировать цены, делать свою продукцию лучше. Выигрывает конечный потребитель – у него больше возможностей при лучших условиях. Ввозные пошлины – есть, но не существенные, основной доход в бюджет из автомобильного сектора идет от производства и сопутствующих сегментов бизнеса, и от налогов на старые автомобили. Именно так, по нашему мнению, правильно со стороны государства стимулировать автопроизводство и потребление.
Всегда есть выбор
Выбор присутствует при любых обстоятельствах, даже самых критических. Как один из вариантов – законодатели могут пойти навстречу своим избирателям, то есть гражданам Украины, и начать реформировать экономику так, чтобы производство и экспорт стали реальными для автопроизводителей, как существующих, так и новых, которые потенциально могут быть созданы в будущем иностранными инвесторами. Мы, как потребители, получим шанс на снижение стоимости произведенной внутри страны продукции, и еще решение ряда социально-экономических вопросов. Если местный товар будет конкурентоспособен – можно отменить все растаможки, поскольку свое будет не хуже импортного, рынок все сам расставит на свои места. Поступления в бюджет от производства должны заменить разного рода налоги, акцизы и спецпошлины, применяющиеся сейчас для импортных автомобилей. Автопарк начнет омолаживаться сам собой, а не в приказном порядке (это о нормах Евро-5, вступающих в силу в 2016 году).
А можно все оставить как есть. Единицы смогут позволить покупать эксклюзивные и дорогие автомобили, далее «круговорот б/у авто» (покупаем и продаем то, что уже есть, без притока нового транспорта), а часть граждан вообще будет не в силах приобрести хоть какой-то автомобиль. В общем, незачем драматизировать – просто вспомните о Кубе. Пора дать правильный ответ на все больше нарастающий вопрос тем, от кого этот ответ зависит.
Статистические данные, использованные в материале, с ресурсов: ACEA, Rita.dot.gov, Statista.com, Uaeinside.com, bestsellingcarsblog.com, auto.bigmir.net, autoconsulting.ua, «Автостат», Bta, ABofS.
|