Украинская IT-утопия: мэр управляет городом через Facebook, а жители управляют мэром
На фоне “тотальных зрад” и общественного депрясняка, хочу предложить статью об украинском городе, у которого получилось.
В свое время, читая статью об испанском поселке Хун, где мэр реализовал коммуникацию между чиновниками и жителями через Тwitter, я была поражена той легкостью, с которой искреннее желание чиновника работать эффективно интерпретировалось в реальный результат на основе инструмента, доступного всем жителям. Как в пословице: “Тот кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — оправдание”. В моем любимом городе N (можно вписать название практически любого украинского города) ситуация диаметрально противоположна Хуну.
Список претензий к существующему состоянию дел практически бесконечный: в кабинет чиновника без шоколадки не суйся; отстояв очередь, ты можешь услышать, что нужны дополнительно 100500 справок; тотальное хамство и “глазозакатывание” слабокомпетентных личностей; отсутствие реакции на элементарное электронное письмо...
Я провела анализ реформ госсектора в городах и пришла к выводу, что ситуацию можно круто изменить. Прецеденты есть! Опять Винница и Львов?
Если Вы ожидаете, что я начну описывать ИТ-триумфы Львова, Винницы или Днепропетровска — такого не будет. Эти города стали своеобразными законодателями ИТ-моды, они круто распиарены, и про их успехи вы слышали.
Так что я двинулась дальше, на поиски своей украинской “Эврики” (фанаты сериала меня поймут). В одном из небольших интернет-изданий я совершенно случайно наткнулась на статью с упоминанием Кузнецовска — городка в Ровненской области с населением около 50 000 человек, которые живут почти как жители испанской Хуны (так и хочется прочитать Хунты :)).
Я связалась через ФБ с тамошним мэром, программистом, потребителями услуг и сама убедилась в работоспособности инструментов, про которые пойдет речь дальше.
Представьте себе украинский провинциальный городок, со своей атомной электростанцией, в котором жители объединились с властью для реализации реформ. Представьте себе город, где горожанин для чиновника — это клиент, а не проситель. Где личное посещение госучреждения сведено к минимуму — любой житель может получить часть гос. услуг (выписать справку или встать в очередь на квартиру), не вставая с дивана.
Город, в котором про любую городскую/социальную проблему можно писать первым лицам власти в Фейсбук или записаться на личный прием через чат/email. Где жители фотографируют на смартфон ЖКХ-дефекты, и в течении часа заявка уже попадает к директору коммунального предприятия, а еще через час она с электронной резолюцией поступает в очередь на обработку ЖЕКом. Город, в котором любой житель может поучаствовать в заседаниях Городского совета виртуально в режиме реального времени и задать вопросы или вынести предложения. Город в котором общие вопросы, требующие капитальный затрат, выносятся в виде петиций на народное голосование.
Вериться с трудом, правда? Рассказываю обо всем коротко и по порядку.
Кузнецовск. История реформ
А началось всё с понимания первыми лицами Кузнецовска того, что дно уже под ногами. Нужно или оттолкнуться от него, или лечь и укрыться камнем. После победы Майдана в.о. мэра, Игорь Куц, оказался в новом кабинете со старыми проблемами и порядком потрепанной казной. Игорь решил расшатать статичность ситуации, кинувши клич в Facebook: “Друзья, ищу людей в команду патриотов, готовых качественно менять в городе ВСЕ! Денег нет. Если вы готовы бесплатно помочь городу — я готов рассмотреть любые ваши предложения и проекты. Слава Украине!”
Люди не заставили себя долго ждать. Пост получил огромный резонанс. Некоторые активисты занялись обеспечением безопасности и создали ГО “Муніципальна варта”. Некоторые взяли на себя творческий досуг детей, создав хэндмейд мастерскую “Творча Кузня”. Одни предоставляли бесплатную юридическую консультацию и обучали людей отстаивать свои права, другие занялся ремонтом дворов в складчину с городским бюджетом, третьи создавали ОСББ и помогали это делать другим. Некоторые жители были уверены, что IT спасет мир и, конечно, их родной город.
По словам Игоря Куца, главное было собрать людей, направить, дать полномочия и инструменты. Люди взамен потребовали открытости и контроля всех процессов в горисполкоме. Так народ и власть стали партерами.
Реформами ІТ занимался программист Евгений Поремчук. Он стал соавтором реформ изменения модели обслуживания “клиентов” (жителей города) и тесной интеграции внутренних бизнес-процессов горисполкома и служб ЖКХ в IT.
Как рассказал Евгений: “Начиналось все с пост-Майданного импульса на основе хорошего идейного базиса — “Европа начинается с моего порога”. До того ми с активистами развивали проект “УкрЯма”, “УкрЛюстратор”,"Байкот товаров Регионалов", и опыт взаимодействия с госструктурами в части ІТ был исключительно негативным. Я, таки, решил попробовать. Выписал перечень всего того, что мне не нравиться в работе горисполкома, определился со своей переговорной позицией и предложил городской администрации свои услуги. Через неделю совместной работы с городским главой и активистами мы нарисовали план работ, перечень задач. Так у нас сколотилась первая банда реформаторов, с которой мы начали работу.
На самом деле работы программистом было мало. В основном: переговоры, вопросы-решения, блок-схемы, компромиссы, ситуационная активность по требованию и политика с дипломатией. Много политики и много дипломатии, так как, например, изменение бизнес-процессов влечет за собой изменение шаблонов распределения ответственности среди сотрудников" Результат за 1,5 года работы
Слушая и читая об успехах Кузнецовска, я поражалась объему проделанной работы. Но когда систематизировала всю полученную информацию, была слегка ошарашена.
Смотрите сами:
1. ЦПАУ (центр предоставления административных услуг) стал единой точкой контакта жителя с горисполкомом и хабом для всех его услуг.
Когда услуга готова (например, оформили бумаги) — приходит SMS с просьбой забрать результат. Могут отсканировать и выслать на электропочту.
2. Представители власти (мэр города, директор коммунального предприятия, начальник ЦПАУ) реагируют на все сообщения в Facebook и Telegram как на официальные запросы, отмечают друг друга в сообщениях горожан и отчитываются о сделанном в комментариях.
3. У любого жителя есть возможность сообщить о проблеме в городе несколькими способами. Можно сообщением через Telegram. Или выложить проблему на всевиденье в систему OpenCity. Или обратиться официально к мэру через iGov. Или написать мэру/директору КП в Фейсбук... Единственное условие — реальные имена и фамилии. Аккаунты “Киса-киса” или “Храбрый дятел” не рекомендованы, сообщения вряд ли пойдут в обработку.
4. Прием жителей мэром жестко не регламентирован. Если чиновник есть на месте, то к нему запросто можно зайти “в гости” и задать вопрос . Поскольку народ, в основном, пишет онлайн, то очередей на прием не наблюдается.
5. Общегородские вопросы жители решают через петиции. Для власти важно понимать отношение людей к освещенному вопросу или проблеме, которые требует капитальных инвестиций. Поэтому петиция должна набрать 100 голосов за три месяца, и только потом она пойдет на рассмотрение мэру или депутатам. Таким образом, например, в городе появился стадион с искусственным покрытием, заменены фонарные ртутные лампы на LED и построена бесплатная “качалка”. Кстати, Кузнецовск — первый город в Украине, реализовавший у себя петиции.
6. Не знаете, играет ли ваш ребенок в игровом городке, или работает ли сегодня базаре? Не проблема. Зайдите на городской сайт и посмотрите в режиме реального времени, ведь по городу расставлены веб-камеры с круглосуточной онлайн трансляцией. 7. Кузнецовск — единственный город в области, подключившийся к системе iGov, которая позволяет получать государственные услуги через интернет.
8. Внутренние процессы внутри ЦПАУ и горисполкома построены на системе электронного документооборота “УкрДок”, что максимально упрощает и ускоряет работу чиновников. Нет простоя бумажек: документы оформляются очень быстро, даже если какого-то чиновника нет на месте (например, уехал в командировку). Бизнес особенно рад.
9. Работает электронная запись деток в реабилитационный центр.
10. Открыли бесплатный коворкинг. Теперь молодежь может пилить свои стартапы без лишних затрат на офис. Работает так: показываешь мэру свой проект, регистрируешься и работай! Стол, стул, интернет, санузел, чайник, вазон. Если нужно, то могут даже предоставить бесплатный хостинг для PHP/HTML/MySQL.
11. Центр города покрыт бесплатным, муниципальным Wi-Fi.
И это только самое основное и “большое”. Мелкие решения (контроль работы служащих в горисполкоме, опросы горожан в соцсетях, мониторинг проблем и т.п.) даже и описывать не стану — уж больно много букв выйдет. Планы по будущему развитию
Однако на этом работа реформаторов не закончилась. В планах еще множество амбициозных и полезных проектов. Например:
1. Вывод гос. закупок за деньги городского бюджета на открытые торги в интернете через подключение к системе ProZorro.
2. Предоставление 100% государственных услуг через систему iGov.
3. Короткий аварийно-информационный городской номер. Можно обращаться по любому адекватному поводу: оставить аварийную заявку, спросить о погоде на завтра, узнать номер телефона поликлиники, попросить вызвать такси, уточнить адрес нужной организации, спросить, что делать при укусе пчелы или чем кормить вомбата :)
4. Реализация городского портала “Кабинет горожанина” с максимальным количеством инструментов и данными, которые нужны жителям: его баланс коммуналки, список платежей, официальные обращения к исполнительной власти и т.д.
5. Электронная запись в поликлинику. Терминалы самообслуживания в самой поликлинике.
6. Привлечь к курьерской доставке и социальной работе “особенную” молодежь с реабилитационного центра. Это позволит этим людям не только заработать деньги, но и лучше адаптироваться к окружающему социуму.
7. Периодичные онлайн конференции с властью.
Согласитесь, впечатляет. От себя могу только пожелать городу сил и терпения в реализации своих реформ, не прятаться и помогать другим. Заключение
Цель этой статьи — показать на реальном примере, что у нас в стране не все так плохо, как может показаться. Есть люди, готовые проводить локальные реформы. Для этого не нужно быть большим городом с именитым мэром. Достаточно желания власти и наличия людей с активной жизненной позицией, которые будут эти реформы реализовывать.
Буду благодарна, если вы подскажете примеры городов, в которых активно внедряют IT в госсекторе. Спасибо за внимание! Светлана Фединчик
|